Вы здесь

Анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований за первое полугодие 2020 года

В соответствии с Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области (далее — Управление) осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы, а так же ведет государственный реестр уставов муниципальных образований Российской Федерации, обеспечивает в установленном порядке представление сведений из указанного реестра.

Часть 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» предусматривает возможность принятия мотивированного решения об отказе в государственной регистрации в случае, если регистрирующим органом сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов.
За отчетный период Управлением рассмотрено 253 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований, 167 решений были признаны соответствующими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству и в отношении них Управлением приняты решения о государственной регистрации.

По результатам проверки на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, результата антикоррупционной экспертизы принято решение об отказе в государственной регистрации 32 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

Основанием для отказов послужили несоблюдение порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а именно: нарушение 30-дневного срока между опубликованием проекта решения и принятием решения на заседании представительного органа муниципального образования (пункт 5 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), нарушение порядка организации и проведения публичных слушаний — заблаговременное оповещение жителей (пункт 4 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), неопубликование (обнародование) или неодновременное опубликование (обнародование) вместе с проектом муниципального правового акта о внесении изменений в устав порядка учета мнения населения по проекту и порядка участия граждан в его обсуждении (пункт 4 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), непроведение публичных слушаний в тех случаях, когда их проведение является обязательным, а именно когда изменения в устав не являются воспроизведением положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с этими нормативными правовыми актами (пункт 4 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), принятие решения менее чем двумя третями депутатов от установленной в уставе численности депутатов (пункт 5 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), отсутствие подписи председателя представительного органа на решении о внесении изменений в устав вследствие его неизбрания из состава представительного органа и исполнения его полномочий главой муниципального образования в нарушение требований подпункта 4 пункта 2, пункта 3 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
Кроме того, основаниями для отказов послужили и противоречащие федеральному законодательству положения в решениях о внесении изменений в уставы, а именно: неверное наименование главы муниципального образования (Закон Челябинской области от 16.11.2004 № 308-ЗО «О наименованиях органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Челябинской области»), решение подписано неуполномоченным лицом либо вовсе не подписано главой, а также председателем представительного органа (пункт 13 статьи 35, подпункт 1 пункта 8.1 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), применена отсылочная норма при обязанности установить исключительно в уставе случаи и порядок дополнительного использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных отдельных государственных полномочий (пункт 5 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), неполнота оснований досрочного прекращения полномочий главы поселения (подпункт 14 пункта 6 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), положения о муниципальных заимствованиях не соответствуют требованиям частей 10, 13 статьи 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положения о предельном объеме муниципальных заимствований в текущем финансовом году противоречат части 2 статьи 106 Бюджетного кодекса, положения о программе муниципальных заимствований, о проведении реструктуризации муниципального долга закреплены без учета требований частей 1, 4 статьи 110.1 Бюджетного кодекса, порядок вступления в силу положений, направленных на передачу администрации муниципального района полномочий администрации городского поселения не соответствует требованиям абзацев 1, 2 пункта 8 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительным органом утверждается стратегия социально-экономического развития муниципального образования, а не программы социально — экономического развития (подпункт 4 пункта 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Дополнительным основанием для отказов в государственной регистрации решений о внесении изменений в уставы явилось наличие таких коррупциогенных факторов как «широта дискреционных полномочий» (подпункт «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») при определении сроков полномочий старосты сельского населенного пункта, при нечетком разграничений собственных полномочий главы поселения и его полномочий как председателя представительного органа, «нормативные коллизии» (подпункт «и» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96) при установлении количества голосов, которыми решается вопрос об избрании главы поселения из числа депутатов представительного органа, решении вопроса об осуществлении главой поселения полномочий на постоянной основе, издании главой поселения постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности представительного органа и постановлений администрации поселения.

10 августа 2020 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).